Истоки каратэ

« Назад

Истоки каратэ  20.04.2018 02:40

   Карате – это не просто искусство боя, это образ жизни, это целая философия, которая помогает человеку разглядеть взаимосвязанность всего, что есть в мире, помогает достичь гармонии с природой, найти ее внутри себя, а также во взаимоотношениях с другими людьми. В Японии говорят, что карате – это путь, который выбирают сильные люди и идут по нему иногда всю свою жизнь. Эти смельчаки каждый день раздвигают границы возможного, следуя выбранному направлению, укрепляя и закаляя тело и дух, бесконечно открывая в себе новые способности. История возникновения боевого искусства Самые ранние сведения об истории карате датируются 1761 годом. Тогда это боевое искусство все знали как «тодэ», что в переводе с японского значит «китайское кулачное искусство». 
  
  Из истории известно, что в середине XVIII века Сакугава из Аката, проживший несколько лет в Китае и занимавшийся там шаолиньским Цюань-шу, а также Бо-дзюцу, вернулся на родину и основал в городе Сюри частную школу Сакугава-но Каратэ. Это был первый случай употребления в названии школы слова КАРАТЭ. А его ученик и последователь Мацумура Сокон в начале 30-х годов XIX века после нескольких лет пребывания в Китае по поручению правительства создал школу СЁРИНДЗИ-РЮ ГОКОКУ-ЙН КАРАТЭ ("Каратэ стиля Шаолинь для защиты отечества"). В дальнейшем эта же школа стала называться СЁРИН-РЮ и явилась основным стволом древа окинавских стилей и школ, появившихся позднее.

В 1848 году Мацумура Сокон был удостоен звания Верховного наставника воинских искусств острова Окинава. Он пропагандировал жесткое силовое каратэ в классической старошаолиньской манере. Основным требованиями Мацумуры были быстрота, резкость, сила и техничность. Уходы, увертки и финты считались унизительным трюкачеством для настоящего бойца. В 1887-1889 годах на Окинаве было официально изменено название боевого искусства ТЭ, которое стало называться КАРАТЭ. Это название сохранилось до тридцатых годов XX века, когда окинавские мастера привезли боевое искусство в Японию. Реформы Мэйдзи 1868 года привели к ликвидации самурайского сословия как социальной группы, а остров Окинава стал провинцией страны восходящего солнца. Так закончился длительный период подпольного развития боевого искусства на Окинаве.

С 1885 году остров Окинава стала полноправной и неотъемлемой частью японской империи. Была создана единая система образования, регулярно проводились призывы в имперскую армию. Призывные комиссии заметили, что призывники с Окинавы были, как правило, сильней и выносливее своих японских сверстников, поэтому уже в 1901-1903 годах каратэ как национальный вид физической подготовки был включен в образовательную программу японских учебных заведений.

IMG_1705
Первым наставником, преподающим каратэ в государственном учреждении, стал великий мастер и реформатор староокинавского стиля СЮРИ-ТЭ, ученик Сокон Мацумуры - Ясуцунэ Итосу. Который, в свою очередь, был учителем всех основателей ведущих школ современного каратэдо: Мабуни Кэнва (Сито-рю), Мияги Тедзюн (Годзю-рю), Фунакоси Гитин (Сетокан-рю) и других. Итосу подверг значительной переработке целый ряд формальных упражнений (ката), сместив акцент с боевого аспекта на гимнастический и оздоровительный. Он впервые открыл для широкой публики боевую технику ТЭ. 

В конце XIX века на основе СЁРИНДЗИ-РЮ окончательно сформировались два ведущих направления традиционного окинавского каратэ. В результате объединения стилей СЮРИ-ТЭ и ТОМАРИ-ТЭ - СЁРИН-РЮ, а НАХА-ТЭ и ТОМАРИ-ТЭ в СЁРЭЙ-РЮ. В технике СЁРИН-РЮ преобладал тонкий маневр, обманывающие пассы, движения в раскачку. Этот легкий, подвижный стиль был доступен любому, даже низкорослому и слабосильному человеку. Им овладевали без особого напряжения даже женщины и дети. СЁРЭЙ ("Просветленная душа")-РЮ основывался, главным образом, на традиционных принципах староокинавского кулачного боя - ТЭ. В народе любили и практиковали обе школы со всеми их ответвлениями, но в XIX веке, когда исчезла необходимость при столкновении убивать противника и тренировать с этой целью руки и ноги для пробивания стальных доспехов, занимающиеся стали отдавать предпочтение облегченному направлению стиля СЁРИН-РЮ, где повышенное внимание уделялось нравственному воспитанию человека.

Что касается философской базы каратэ, связанной с кардиальным положением Буддизма, то необходимо отметить, что, к сожалению, окинавское каратэ, в основании которого были заложены военно-прикладные задачи, в средние века было больше направлено на выживание, чем на достижение идеальной вселенской гармонии, поэтому связь с учением патриархов КЭМПО была почти полностью утрачена. Когда каратэ в начале XX века вышло за пределы архипелага Рюкю и стало приобретать поклонников в Японии, это древнее боевое искусство было объявлено неотъемлемой собственностью японской нации.

В поисках духовной опоры современное каратэ обратилось в первую очередь к БУСИДО - "путь самурая", морально-этический комплекс самурая, к идее о сочетании чести (гири) и гуманных чувств, добавив сюда стремление к универсальной гармонии и к слиянию человека с природой. 
Постепенно развиваясь, Бусидо превратилось в моральный кодекс воинов, являющийся в то же время симбиозом нескольких религий: Буддизма, Конфуцианства и Синтоизма - национальной религии японцев.

Бусидо нравственно осмысляло философское мироучение в целом, совмещало в себе теорию бытия и изучение психики человека, решало вопросы, связанные с понятием сущности человека, его роли в окружающем мире, смысле жизни, добра и зла, нравственных ценностей и нравственного идеала. Особенно сильное влияние на Бусидо оказал Буддизм махаянистского направления, проникший в Японию в 552 году. Созвучие мировоззрения сословия воинов с положениями Дзен-Буддизма позволило использовать его в качестве религиозно-философской основы этических наставлений самурайства. Так например, Бусидо восприняло из Дзэн идею строго самоконтроля. В Бусидо использовалась также Дзен-медитация , при помощи которой в душе самурая воспитывалась самоуверенность и хладнокровие перед лицом смерти. Из Конфуцианства Бусидо переняло прежде всего требование верности долгу. В числе главных принципов кодекса Бусидо выделялись: верность долгу, храбрость, отвага, честность и прямота, простота и воздержанность, презрение к личной выгоде и деньгам. Так под влиянием Синтоизма, Буддизма и Конфуцианства сформировалось понятие "МИТИ"(ДО) - жизненный путь, истинной целью которого является познание истинной цели жизни, как правило, ценой всего своего пребывания в этом теле.
Каратэдо начала XX века с его традиционно дзэновским мировосприятием хорошо адаптировалось на японской земле после того, как с 1916 года по 1922 год окинавскими мастерами было проведен ряд показательных выступлений, результатом которых стало появление многочисленных японских поклонников боевых искусств, в том числе и среди дзюдоистов. Основатель дзюдо Дзигоро Кано был в прекрасных отношениях с ведущими окинавскими мастерами каратэ.

IMG_1706

Самым знаменательным событием в развитии японского каратэдо стало показательное выступление перед будущим императором Японии Хирохито, которое состоялось 6 марта 1921 года. Кронпринц был поражен демонстрацией ката, кумитэ и тамэси-вари. В 1924 году был открыт первый клуб в Мэйсэй-дзюку при общежитии университета Кэй?, где проживали студенты с Окинавы. С 1924 года новый для Японии вид Бу-дзюцу, получивший название КАРА-ТЭ-ДЗЮЦУ ("метод китайской руки") был включен в учебные программы некоторых школ и университетов. Начиная с середины 20-х годов, многие окинавские мастера стали регистрировать свои стили, присваивая им те или иные имена.
Окинавский мастер Мабуни Кэнва в 1926 году основал в Осака стиль СИТО-РЮ и в 1930 году официально зарегистрировал его. На год раньше свой стиль под названием ГОДЗЮ-РЮ зарегистрировал его друг Мияги Тюдзюн. Само название стиля указывает на сочетание в нем твердого и мягкого, то есть противоположностей. Стиль был создан Мияги на основе старого Наха-тэ. Высокие стойки, пластичные переходы и отводящие блоки совмещаются с мощной фронтальной атакой. В 1936 году официально зарегистрировал свой стиль под названием СЁТОКАН-РЮ окинавский учитель и мастер окинавского каратэ Фунакоси Гичин. Для названия своей школы он использовал свой авторский псевдоним, с юности взятый мастером, большим любителем изящной словесности. Иероглифы "СЁ-ТО" буквально означают "сосны и волны", "КАН" - клуб. При создании стиля Фунакоси Гичин опирался на стиль Сюри-тэ. Он и его сын Еситака включили в технический арсенал Сёто-кан несколько новых ударов ногами, например круговые и задние. Оптимальным они считали ведение боя на средней дистанции. В целом каратэдо С?то-кан развивалось в направлении спорта, постепенно удаляясь от принципов настоящих боевых единоборств. Одним из первых учеников Г.Фунакоси был Хиронори Оцука, который видоизменил отдельные приемы, а позднее решил ввести в каратэдо новый принцип, взятый из дзю-дзюцу - принцип "мягкого" соприкосновения с противником. В 1939 году, заручившись поддержкой Г.Фунакоси, Оцука зарегистрировал собственный стиль, назвав его ВАДО-РЮ ("ВА"-мир, гармония).

Мастера, жившие на Окинаве, продолжали успешно и широко практиковать старые стили Сёрэй и Сёрин. В октябре 1936 года в городе Наха на Окинаве состоялась вошедшая в историю конференция мастеров окинавского каратэ, которая утвердила приоритет духовного начала "ДО" (по аналогии с дзю-до, кэн-до) в практике боевого искусства. Также было принято решение об изменении смысла названия: иероглиф "кара" в значении "китайский" или "Китай эпохи Тан" был заменен на созвучный "кара" в значении "пустой". И наконец, конференция признала самостоятельность различных школ, которых к тому времени насчитывалось около 40 (в рамках четырех основных стилей). 

К началу II Мировой войны в Японии существовали четыре крупнейших стиля каратэдо: ГОДЗЮ-РЮ, СИТО-РЮ, СЁТОКАН И ВАДО-РЮ. 

В годы II Мировой войны и последовавшие несколько лет американской оккупации Японии в стране существовало около десятка постоянно соперничавших между собой ассоциаций каратэдо. Накануне проведения в Токио Олимпийских игр 1964 года представители ряда ассоциаций предложили провести во время Игр показательные выступления в Центре боевых искусств - Будокан. Это предложение могло быть принято только при одном условии - если ассоциации смогут найти общий язык между собой и объединиться. Так в 1964 году возникла Всеяпонская Федерация каратэдо - ДЗЭН НИХОН КАРАТЭДО РЭММЭЙ, объединившая большинство стилей и школ. В составе Федерации различные стилевые группы остались существовать автономно, каждая ассоциация продолжала проводить ежегодные стилевые всеяпонские чемпионаты. С 50-х годов, когда сведения о каратэдо достигли Америки, Европы и других континентов. Появились миллионы поклонников практически во всех странах мира. В большинстве стран созданы национальные федерации. В 1968 году создается Всеевропейская Федерация каратэдо, а в 1969 году был создан Международный союз организаций каратэдо (WUKO), а также проведен I Чемпионат мира по каратэдо.

Стили ГОДЗЮ-РЮ, СИТО-РЮ, СЁТОКАН И ВАДО-РЮ  послужили основой для создания множества других школ и направлений. Например, в стиле Годзю-рю ученики Т.Мияги образовали Годзю-кай, Таишу-кай и Учи-кай. Ученики К.Мабуни создали Сито-кай, Сюко-кай, Санкю-кай, Итосу-кай, Кэнкю-кай, Сэйсин-кай и др. Направления в Сётокан: Сёто-кай, Тидо-кай, Ниппон каратэ кёкай, и пр. В Вадо-рю - Вадо-кай.

   В настоящее время каратэдо представляет собой довольно обширную совокупность стилей и направлений, имеющих в своей основе общую идею, базирующуюся на тех или иных принципах древнего ТОДЭ.



Категории статей
Новости
Все новости
0406.2018
2-3 июня на на Чемпионате России по каратэ среди слаболсышащих двое спортсменов клуба Футагава завоевали бронзовые медали в личном кумите.
0305.2018

27 АПРЕЛЯ 2018 г. в рамках проведения Первенства России среди детей г. Омск проходил судейский аттестационный серминар по правилам каратэ WKF.

Телефон:
Адрес:
603000, Нижний Новгород, ул. Костина 6/1, строение 17
Разнообразный и богатый опыт
Значимость этих проблем
Таким образом дальнейшее развитие различных