Истоки каратэ

« Назад

Истоки каратэ  20.04.2018 02:40

   Карате – это не просто искусство боя, это образ жизни, это целая философия, которая помогает человеку разглядеть взаимосвязанность всего, что есть в мире, помогает достичь гармонии с природой, найти ее внутри себя, а также во взаимоотношениях с другими людьми. В Японии говорят, что карате – это путь, который выбирают сильные люди и идут по нему иногда всю свою жизнь. Эти смельчаки каждый день раздвигают границы возможного, следуя выбранному направлению, укрепляя и закаляя тело и дух, бесконечно открывая в себе новые способности. История возникновения боевого искусства Самые ранние сведения об истории карате датируются 1761 годом. Тогда это боевое искусство все знали как «тодэ», что в переводе с японского значит «китайское кулачное искусство». 
  
  Из истории известно, что в середине XVIII века Сакугава из Аката, проживший несколько лет в Китае и занимавшийся там шаолиньским Цюань-шу, а также Бо-дзюцу, вернулся на родину и основал в городе Сюри частную школу Сакугава-но Каратэ. Это был первый случай употребления в названии школы слова КАРАТЭ. А его ученик и последователь Мацумура Сокон в начале 30-х годов XIX века после нескольких лет пребывания в Китае по поручению правительства создал школу СЁРИНДЗИ-РЮ ГОКОКУ-ЙН КАРАТЭ ("Каратэ стиля Шаолинь для защиты отечества"). В дальнейшем эта же школа стала называться СЁРИН-РЮ и явилась основным стволом древа окинавских стилей и школ, появившихся позднее.

В 1848 году Мацумура Сокон был удостоен звания Верховного наставника воинских искусств острова Окинава. Он пропагандировал жесткое силовое каратэ в классической старошаолиньской манере. Основным требованиями Мацумуры были быстрота, резкость, сила и техничность. Уходы, увертки и финты считались унизительным трюкачеством для настоящего бойца. В 1887-1889 годах на Окинаве было официально изменено название боевого искусства ТЭ, которое стало называться КАРАТЭ. Это название сохранилось до тридцатых годов XX века, когда окинавские мастера привезли боевое искусство в Японию. Реформы Мэйдзи 1868 года привели к ликвидации самурайского сословия как социальной группы, а остров Окинава стал провинцией страны восходящего солнца. Так закончился длительный период подпольного развития боевого искусства на Окинаве.

С 1885 году остров Окинава стала полноправной и неотъемлемой частью японской империи. Была создана единая система образования, регулярно проводились призывы в имперскую армию. Призывные комиссии заметили, что призывники с Окинавы были, как правило, сильней и выносливее своих японских сверстников, поэтому уже в 1901-1903 годах каратэ как национальный вид физической подготовки был включен в образовательную программу японских учебных заведений.

IMG_1705
Первым наставником, преподающим каратэ в государственном учреждении, стал великий мастер и реформатор староокинавского стиля СЮРИ-ТЭ, ученик Сокон Мацумуры - Ясуцунэ Итосу. Который, в свою очередь, был учителем всех основателей ведущих школ современного каратэдо: Мабуни Кэнва (Сито-рю), Мияги Тедзюн (Годзю-рю), Фунакоси Гитин (Сетокан-рю) и других. Итосу подверг значительной переработке целый ряд формальных упражнений (ката), сместив акцент с боевого аспекта на гимнастический и оздоровительный. Он впервые открыл для широкой публики боевую технику ТЭ. 

В конце XIX века на основе СЁРИНДЗИ-РЮ окончательно сформировались два ведущих направления традиционного окинавского каратэ. В результате объединения стилей СЮРИ-ТЭ и ТОМАРИ-ТЭ - СЁРИН-РЮ, а НАХА-ТЭ и ТОМАРИ-ТЭ в СЁРЭЙ-РЮ. В технике СЁРИН-РЮ преобладал тонкий маневр, обманывающие пассы, движения в раскачку. Этот легкий, подвижный стиль был доступен любому, даже низкорослому и слабосильному человеку. Им овладевали без особого напряжения даже женщины и дети. СЁРЭЙ ("Просветленная душа")-РЮ основывался, главным образом, на традиционных принципах староокинавского кулачного боя - ТЭ. В народе любили и практиковали обе школы со всеми их ответвлениями, но в XIX веке, когда исчезла необходимость при столкновении убивать противника и тренировать с этой целью руки и ноги для пробивания стальных доспехов, занимающиеся стали отдавать предпочтение облегченному направлению стиля СЁРИН-РЮ, где повышенное внимание уделялось нравственному воспитанию человека.

Что касается философской базы каратэ, связанной с кардиальным положением Буддизма, то необходимо отметить, что, к сожалению, окинавское каратэ, в основании которого были заложены военно-прикладные задачи, в средние века было больше направлено на выживание, чем на достижение идеальной вселенской гармонии, поэтому связь с учением патриархов КЭМПО была почти полностью утрачена. Когда каратэ в начале XX века вышло за пределы архипелага Рюкю и стало приобретать поклонников в Японии, это древнее боевое искусство было объявлено неотъемлемой собственностью японской нации.

В поисках духовной опоры современное каратэ обратилось в первую очередь к БУСИДО - "путь самурая", морально-этический комплекс самурая, к идее о сочетании чести (гири) и гуманных чувств, добавив сюда стремление к универсальной гармонии и к слиянию человека с природой. 
Постепенно развиваясь, Бусидо превратилось в моральный кодекс воинов, являющийся в то же время симбиозом нескольких религий: Буддизма, Конфуцианства и Синтоизма - национальной религии японцев.

Бусидо нравственно осмысляло философское мироучение в целом, совмещало в себе теорию бытия и изучение психики человека, решало вопросы, связанные с понятием сущности человека, его роли в окружающем мире, смысле жизни, добра и зла, нравственных ценностей и нравственного идеала. Особенно сильное влияние на Бусидо оказал Буддизм махаянистского направления, проникший в Японию в 552 году. Созвучие мировоззрения сословия воинов с положениями Дзен-Буддизма позволило использовать его в качестве религиозно-философской основы этических наставлений самурайства. Так например, Бусидо восприняло из Дзэн идею строго самоконтроля. В Бусидо использовалась также Дзен-медитация , при помощи которой в душе самурая воспитывалась самоуверенность и хладнокровие перед лицом смерти. Из Конфуцианства Бусидо переняло прежде всего требование верности долгу. В числе главных принципов кодекса Бусидо выделялись: верность долгу, храбрость, отвага, честность и прямота, простота и воздержанность, презрение к личной выгоде и деньгам. Так под влиянием Синтоизма, Буддизма и Конфуцианства сформировалось понятие "МИТИ"(ДО) - жизненный путь, истинной целью которого является познание истинной цели жизни, как правило, ценой всего своего пребывания в этом теле.
Каратэдо начала XX века с его традиционно дзэновским мировосприятием хорошо адаптировалось на японской земле после того, как с 1916 года по 1922 год окинавскими мастерами было проведен ряд показательных выступлений, результатом которых стало появление многочисленных японских поклонников боевых искусств, в том числе и среди дзюдоистов. Основатель дзюдо Дзигоро Кано был в прекрасных отношениях с ведущими окинавскими мастерами каратэ.

IMG_1706

Самым знаменательным событием в развитии японского каратэдо стало показательное выступление перед будущим императором Японии Хирохито, которое состоялось 6 марта 1921 года. Кронпринц был поражен демонстрацией ката, кумитэ и тамэси-вари. В 1924 году был открыт первый клуб в Мэйсэй-дзюку при общежитии университета Кэй?, где проживали студенты с Окинавы. С 1924 года новый для Японии вид Бу-дзюцу, получивший название КАРА-ТЭ-ДЗЮЦУ ("метод китайской руки") был включен в учебные программы некоторых школ и университетов. Начиная с середины 20-х годов, многие окинавские мастера стали регистрировать свои стили, присваивая им те или иные имена.
Окинавский мастер Мабуни Кэнва в 1926 году основал в Осака стиль СИТО-РЮ и в 1930 году официально зарегистрировал его. На год раньше свой стиль под названием ГОДЗЮ-РЮ зарегистрировал его друг Мияги Тюдзюн. Само название стиля указывает на сочетание в нем твердого и мягкого, то есть противоположностей. Стиль был создан Мияги на основе старого Наха-тэ. Высокие стойки, пластичные переходы и отводящие блоки совмещаются с мощной фронтальной атакой. В 1936 году официально зарегистрировал свой стиль под названием СЁТОКАН-РЮ окинавский учитель и мастер окинавского каратэ Фунакоси Гичин. Для названия своей школы он использовал свой авторский псевдоним, с юности взятый мастером, большим любителем изящной словесности. Иероглифы "СЁ-ТО" буквально означают "сосны и волны", "КАН" - клуб. При создании стиля Фунакоси Гичин опирался на стиль Сюри-тэ. Он и его сын Еситака включили в технический арсенал Сёто-кан несколько новых ударов ногами, например круговые и задние. Оптимальным они считали ведение боя на средней дистанции. В целом каратэдо С?то-кан развивалось в направлении спорта, постепенно удаляясь от принципов настоящих боевых единоборств. Одним из первых учеников Г.Фунакоси был Хиронори Оцука, который видоизменил отдельные приемы, а позднее решил ввести в каратэдо новый принцип, взятый из дзю-дзюцу - принцип "мягкого" соприкосновения с противником. В 1939 году, заручившись поддержкой Г.Фунакоси, Оцука зарегистрировал собственный стиль, назвав его ВАДО-РЮ ("ВА"-мир, гармония).

Мастера, жившие на Окинаве, продолжали успешно и широко практиковать старые стили Сёрэй и Сёрин. В октябре 1936 года в городе Наха на Окинаве состоялась вошедшая в историю конференция мастеров окинавского каратэ, которая утвердила приоритет духовного начала "ДО" (по аналогии с дзю-до, кэн-до) в практике боевого искусства. Также было принято решение об изменении смысла названия: иероглиф "кара" в значении "китайский" или "Китай эпохи Тан" был заменен на созвучный "кара" в значении "пустой". И наконец, конференция признала самостоятельность различных школ, которых к тому времени насчитывалось около 40 (в рамках четырех основных стилей). 

К началу II Мировой войны в Японии существовали четыре крупнейших стиля каратэдо: ГОДЗЮ-РЮ, СИТО-РЮ, СЁТОКАН И ВАДО-РЮ. 

В годы II Мировой войны и последовавшие несколько лет американской оккупации Японии в стране существовало около десятка постоянно соперничавших между собой ассоциаций каратэдо. Накануне проведения в Токио Олимпийских игр 1964 года представители ряда ассоциаций предложили провести во время Игр показательные выступления в Центре боевых искусств - Будокан. Это предложение могло быть принято только при одном условии - если ассоциации смогут найти общий язык между собой и объединиться. Так в 1964 году возникла Всеяпонская Федерация каратэдо - ДЗЭН НИХОН КАРАТЭДО РЭММЭЙ, объединившая большинство стилей и школ. В составе Федерации различные стилевые группы остались существовать автономно, каждая ассоциация продолжала проводить ежегодные стилевые всеяпонские чемпионаты. С 50-х годов, когда сведения о каратэдо достигли Америки, Европы и других континентов. Появились миллионы поклонников практически во всех странах мира. В большинстве стран созданы национальные федерации. В 1968 году создается Всеевропейская Федерация каратэдо, а в 1969 году был создан Международный союз организаций каратэдо (WUKO), а также проведен I Чемпионат мира по каратэдо.

Стили ГОДЗЮ-РЮ, СИТО-РЮ, СЁТОКАН И ВАДО-РЮ  послужили основой для создания множества других школ и направлений. Например, в стиле Годзю-рю ученики Т.Мияги образовали Годзю-кай, Таишу-кай и Учи-кай. Ученики К.Мабуни создали Сито-кай, Сюко-кай, Санкю-кай, Итосу-кай, Кэнкю-кай, Сэйсин-кай и др. Направления в Сётокан: Сёто-кай, Тидо-кай, Ниппон каратэ кёкай, и пр. В Вадо-рю - Вадо-кай.

   В настоящее время каратэдо представляет собой довольно обширную совокупность стилей и направлений, имеющих в своей основе общую идею, базирующуюся на тех или иных принципах древнего ТОДЭ.



Категории статей
Новости
Все новости
2812.2018
17 октября 2018 года прошла Конференция Нижегородской региональной Федерации каратэ, на которой был принят новый Устав и переизбран Президиум НРФК.
2812.2018

  4 золотых, 6 серебряных и 4 бронзовых медали завоевали нижегородские каратисты на всероссийских соревнованиях по каратэ в г. Тольятти

1312.2018
ПЕРВЕНСТВО РОССИИ г. ОРЕНБУРГ дата: 06.12.18-09.12.18
0712.2018
 Около 600 спортсменов из 13 регионов приняли участие в межрегиональном турнире по каратэ «Большая Волга»
2811.2018

   02 декабря 2018 года на спортивной арене ФОК «Северная звезда» (ул. Львовская, д. 2б) состоится Межрегиональный турнир «Большая Волга». По данным организаторов турнира, более 500 участников-спортсменов подали заявки на участие в данном соревновании. С каждым годом этот турнир набирает все большую популярность среди любителей олимпийского вида спорта каратэ.

Телефон:
Адрес:
603000, Нижний Новгород, ул. Костина 6/1, строение 17
Разнообразный и богатый опыт
Значимость этих проблем
Таким образом дальнейшее развитие различных